"Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ"

Гагарских Светлана Анатольевна,

учитель технологии, классный руководитель коррекционного класса

МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

  У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Очень часто дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах, не посещали дошкольные образовательные учреждения, пришли в школу не подготовленными к обучению ни психологически, ни физически. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями здоровья ложится на учителя.

  Работая в школе с детьми с ОВЗ длительное время, я убедилась в том, что у многих ребят трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы. Наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. Поэтому в своей деятельности большое внимание уделяю совершенствованию ряда методов и приемов по развитию мелкой моторики, которые способствуют преодолению психофизиологических нарушений. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика-семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо - ритмическую сторону речи. Также можно конструировать буквы из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).

Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче. Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.

  В своей работе с детьми с ОВЗ я использую различные методики, упражнения и игры для развития мелкой моторики.

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причем лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

Рисование или раскрашивание картинок - любимое занятие детей и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Изготовление поделок из бумаги: вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков - хорошая тренировка для пальчиков. Совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т.д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т.д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

  Я показываю детям, как можно сделать подарок своими руками, например, цветок. Берем ватный диск, это будет основа цветка, по кругу приклеиваем лепестки. Затем на карандаш накручиваем полоску зеленого картона, ниже середины заготовки приклеиваем листья, из салфеток скатываем шарики и наклеиваем в центр цветка (если салфетки белые, то можно серединку раскрасить). Наш цветок готов.

  Данные приемы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

  Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: