«Использование фонетической ритмики для развития слухового восприятия обучающихся»

Беклемышева Татьяна Алексеевна,

учитель – логопед  МБОУ «Рождественская

средняя общеобразовательная школа»

  Для устной речи многих обучающихся, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

  Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

  В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками звукопроизношения. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Цели, которые определяют основные направления на занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

- соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

- способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

- развивать слуховое восприятие обучающихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

  Результат педагогической деятельности. Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:

- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

- формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

- умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

  Конкретизированный результат. Владение слитным произнесением слогов в слове и слов в предложении, умение использовать приобретенные навыки в самостоятельной речи

  Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата (на основе методики Власовой Т.М., Пфафенродт А.Н.).

  Сформирован. Ребенок умеет слитно произносить сло­ги в слове и слова в предложении, чис­то произносит звуки в устной речи, нормализовано речевое дыхание и умение управлять своим голо­сом, развито чувство ритма.

  Частично сформирован. Ребенок испытывает некоторые  затруднения в произнесении слов в предложении. Недостаточно развито чувство ритма, умение пользоваться дыхательным аппаратом и не закреплены произносительные навыки.

  Не сформирован. Ребенок с помощью педагога  умеет слитно произносить сло­ги в слове, не способен правильно и самостоятельно воспроизводить слова в предложении. Произносит отдельные звуки, одной  группы. Нарушено речевое дыхание и умение управлять своим голо­сом, чувство ритма не развито.

  В практике своей работы использую некоторые эффективные методы и приёмы для развития слухового восприятия обучающихся. Все педагогические приёмы можно использовать для работы с детьми дошкольного и школьного возраста на индивидуальных и групповых занятиях.

Гласные звуки

А  И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а   ___.

Примечание. Здесь и далее знак______ (а_____)  соответствует про­тяжному произнесению гласного.

Движение характеризу­ется: по напряженности — ненапряженное; по интен­сивности — слабое; по вре­мени — длительное.

Упражнения на изменения высоты голоса

  Мы ходим ночью, ходим днем:     нормально

  тик↑-так↓, тик↑-так↓, тик↑-так↓.     высоко-низко

  И все же с места не сойдем:            нормально

  тик↑-так↓, тик↑-так↓, тик↑-так↓.     высоко-низко

  Дети стоят по кругу. Проговаривание текста с движениями.

  Первую строчку говорить нормальным голосом во время ходьбы на месте. Затем остановиться, «дирижировать» пальчиком правой руки вверх-вниз, показывая этим высокое и низкое звучание голоса при произнесении слогов тик-так. При произнесении следующих двух строчек повторить движения, описанные выше.

Упражнения, включающие задания на темп и ритм произнесения

  Темп: от медленного к быстрому и среднему.

  Педагог и дети вместе проговаривают текст, со­провождая его движениями.

  Мы идем по кругу, посмотри — Шагать по кругу, на слове «посмотри» выполнить естественное движение (приглаше­ние посмотреть).

  И шагаем дружно: раз, два, три — Продолжать шагать по кругу.

  Мы скачем по дороге, меняя часто ноги — Вприпрыжку бежать по кругу.

  Поскакали, поскакали: скок-скок-скок — Прыгать то на правой, то на левой ноге. А потом — Легкий взмах рукой вперед.

  Как аист встали — Встать на одну ногу, другую под­жать, руки развести в стороны. И молчок — Поднести палец к губам.    

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: